Понятия о навигационных картах, задачи решаемые на них.

Для безопасности судовождения надо постоянно знать место судна на

поверхности Земли. Наиболее наглядное изображение земной поверхности дает глобус, но для нанесения на него навигационной информации потребуется глобус больших размеров, что усложнит ведение учета плавания.

Поэтому принято изображать участки земной поверхности на плоскости,

в определенных масштабах.

Способ условного изображения поверхности Земли на плоскости называет-

ся картографической проекцией, а полученное изображение картографичес-

кой сеткой или картой.

Для судовождения, по предложению голландского картографа Герарда

Крамера ( Меркатора ) в 1569 году принимают равноугольные цилиндричес-

кие проекции, т.е. проекции земной поверхности на внутреннюю поверх-

ность цилиндра, если поместить Землю в центре цилиндра.

Все параллели в меркаторской проекции, вытягиваясь, остаются равными длине экватора, а линейная величина каждой минуты широты увеличивается с возрастанием широты. Длина параллелей и меридианов увеличивается одинаково в sec φ раз.

Таким образом, подобие фигур и равенство углов между определенными направлениями сохраняются. Следовательно, и первое, и второе требования к проекции морской карты оказались выполненными.

В результате на карте: сетка меридиан и параллелей образуют прямоугольную сферическую систему координат, осями которой являются: экватор и меридиан Гринвича.

1. Линия курса прямая и пересекает меридианы под одним углом.

2. Меридианы и параллели являются перпендикулярными прямыми.

Степень уменьшения перенесенных на карту размеров Земли называется

масштабом.

Локсодромия: линия пересекающая все меридианы под одним и тем же

углом, изображается прямой линией ( в проекции Меркатора ).

Ортодромия – кратчайшее расстояние ( ДБК ). Кривая выгибается в сторону

ближайшего полюса.

Морские навигационные карты являются одним из важнейших пособий для обеспечения безопасного плавания судов. На морские навигационные карты наносят отдельные участки моря с указанием глубин и грунтов, очертания береговой линии и рельефа, навигационные знаки и опасности.

По масштабу навигационные карты делятся:

а) Генеральные 1 : 500 000 и мельче.

б) Путевые 1 : 100 000 до 1 : 300 000

в) Частные 1 : 50 000 и крупнее ( в проливах, подходы к порту и т.д. ).

г) Планы 1 : 20 000 и крупнее ( гавани, порты ).

Числовой масштаб – дробь 1 / 300 000 ( т.е. 1 единице длины на карте соот-

ветствует 300 000 тысяч единиц на поверхности Земли ).



Линейный масштаб – графическое изображение масштаба ( в 1 см. – 3 тыс.километров ).

Генеральные карты изображают целые заливы, моря, океаны или их части. Эти карты служат для общего изучения условий плавания на протяжении всего рейса, на них выполняют предварительную прокладку перехода и делают общие расчеты, связанные с рейсом судна. Масштаб генеральных карт обычно 1:500000 и мельче.

На путевых картах изображают отдельные районы перехода судна и содержатся все необходимые подробности для безопасного плавания и подхода к берегу. Следовательно, масштаб путевых карт не должен быть слишком мелким. Издаются путевые карты в масштабах от 1:100000 до 1:300000.

Частные карты предназначены для плавания вблизи берегов и в стесненных районах — проливах, шхерах, подходах к портам и т. д. Масштабы частных карт 1:50000 и крупнее.

Планы содержат изображения со всеми подробностями бухт, гаваней, рейдов, портов и предназначены для входа в порты, прохода узкостей. Планы составляются в масштабах 1:20000 и крупнее.

1. На карту можно нанести координаты точки ( и ).

2. С карты можно снять координаты:

широта - дуга меридиана между экватором параллелью места ( по вертикальной

рамке ).

долгота - дуга экватора между начальным ( Гринвич ) меридианом и меридианом

места ( по горизонтальной рамке ).

3. Проложить курс и измерить направление на предмет ( пеленг ).

4. Измерить расстояние между 2 точками ( по вертикальной рамке в той

широте, где расположено измеряемое расстояние ).

5. Найти на линии курса ( по скорости и времени – пройденное расстояние )

счислимую точку на определенный момент.


pooshryajte-zdorove-a-ne-bolezn.html
popadanie-min-po-pehote-i-orudiyam.html
    PR.RU™